Слово “шляпа” произошло от немецкого schlappe — «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Женская шляпка всегда была в центре всеобщего внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении из кружев, перьев, вуалей и парчи, а любая женщина не могла отказать себе в удовольствии раскритиковать наряд соперницы. А соперницей, естественно, являлась любая присутствующая женщина, так что шляпка просто по факту своего существования была обречена на любовь и ненависть. И это при том, что ее история не так уж и значительна по сравнению с другими традиционными предметами дамского гардероба.
С давних времен головной убор наделяли магическими свойствами и считали за своего рода «замещение» головы. Когда-то головной убор служил символом власти, могущества. Так, например, в Древнем Египте только фараон мог носить большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительного волокна. Чем знатнее человек, тем парик больше и локоны пышнее. В Древней Греции и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой, лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями (в такой шляпе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов быстроногий Гермес). Слово «шляпа» фигурирует в огромном количестве крылатых выражений.
Например, словосочетание «дело в шляпе» относится к XVI веку и родилось в недрах юриспруденции. Во время суда на Руси в шапку клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кто вытаскивал нужный шарик. Со временем оно стало синонимом успешного завершения дела, иногда с ироничным оттенком. Шляпа является не просто элементом костюма, но и своеобразным культурным и художественным феноменом. На протяжении многих эпох шляпа играла важную роль в определении статуса человека, его положения в обществе. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости и необычности человека, который ее носит, об его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же наоборот – к низшим, беднейшим сословиям.
Наиболее ярко подобную зависимость можно проследить в Европе, а именно, в Англии. Там шляпка значит все, дамы проводят часы в салонах модисток, а оригинальность шляпок, надетых для присутствия на скачках, говорит за свою хозяйку. Другое дело - значение шляпы для бедных классов, там обладательницу волнует лишь ее удобство и функциональность, чтобы не продувало уши, да и в место зонтика, шляпка служила хозяйке защитницей и другом. Обновлялись они редко хотя бы и потому, что стоили немалых денег. Не зря Элайза Дуллитл намекает, что ее тетушку убили именно из-за ценной соломенной шляпки.
В определенном смысле женская шляпка, которая более-менее похожа на современные образчики модистского искусство, - это дитя Французской революции, которая, как любой переломный момент в истории человеческого общества, повлияла на все вокруг. Изменился общественный строй, мораль, человеческие отношения — изменилась и мода. В итоге — всплеск интереса к такому не очень популярному ранее предмету дамского туалета. В это время дамскую шляпку уже нельзя не заметить.
Именно они начинают формировать облик дамы нежной, воздушной, изящной, яркой. В общем, облик Прекрасной Дамы. Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы - от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепляемых в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем китайским в середине XVIII века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей, драгоценностей и берета, о котором мы расскажем особо. Но эти головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной симфонией, заполнившей своими красками и формами все пространство бытовой среды и в Западной Европе, и в России: ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпки не выходили из дома.
В 18 веке прически были настолько сложными, что пришлось придумывать специальные головные уборы – футляры. Каждая такая шляпа шилась для одной, определенной прически, благо, одну прическу тогда могли носить несколько месяцев. Сложнее всего поддавались упаковке фрегаты с парусами и корзины цветов: дамы требовали, чтобы, упаси бог, ничего не оказалось помятым или сломанным.